Открывая конкурс, заместитель министра, начальник управления общего образования и воспитания Министерства образования и молодежной политики Забайкальского края отметила, что в данной номинации презентуют свой опыт лучшие из лучших образовательных организаций Забайкальского края, которые неоднократно представляли свою деятельность на разных уровнях. Н.М. Шибанова выразила надежду, что представленные проекты оправдают ожидания жюри.

Всего на конкурс в 1 группе представлено 8 проектов общеобразовательных организаций Забайкальского края. В соответствии с положением конкурса образовательные проекты были направлены на обновление содержания образования, развитие образовательной деятельности на основе использования современных образовательных технологий, повышение эффективности использования образовательных ресурсов, повышение качества образовательной деятельности.

Постановка цели проектов предполагает выявление сущности инновационного проекта и решение актуальных проблем. Последовательность решения задач проекта определяется изменением существующей педагогической практики в соответствии основной инновационной идеи.

Эксперты задавали уточняющие вопросы, касающиеся организации повышения качества обучения в условиях малочисленных школ, материально-технического обеспечения проектно-сетевого взаимодействия, качества внутришкольного мониторинга метапредметных достижений обучающихся по накопительной системе, современных ключевых компетенций: «Что принципиально поменяется в связи с реализацией вашего проекта? Что получит край благодаря реализации вашего проекта? Потребуются ли дополнительный ресурс для реализации проекта и изменятся ли должностные обязанности педагогов?» - такие вопросы, заданные представителям МОУ СОШ с. Тарбагатай П.-Забайкальского района, доказывают интерес общественности к их проекту под названием «Проектно-матричная модель управления качеством образования, направленная на развитие проектно-сетевого взаимодействия в условиях информационной образовательной среды школы».

Не менее интересным оказался проект МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия №12» г. Читы. Вопросы показали, что их проект «Система управления качеством образования в школе» значим для образовательного сообщества: «Какой принцип подбора партнеров? Какие школы хотели бы видеть в сети взаимодействия? Что изменилось в структуре управления и как это повлияет на качество образования? Какие новые инструменты внесли в ФОС и в автоматизированную систему оценивания результатов?»

Презентация Урда-Агинской СОШ проекта «Сетевая муниципальная площадка как условие повышения качества профильного обучения в условиях малочисленных сельских школ» позволила выяснить, насколько разработаны критерии эффективной деятельности сетевого учителя, каковы перспективы развития данного проекта, чего дальше ждать? Было предложено обобщить опыт образовательного коллектива школы в формате публикаций.

МБОУ «Дульдургинская СОШ» с проектом «Индивидуальный образовательный проект как способ развития УУД школьников» подтвердил, что индивидуальные образовательные проекты (ИОП) не новая практика, но в их случае имеет интересный формат. Как же они вписываются в предметное содержание? Каким образом отслеживаются результаты ИОП? На какие компетенции школьников они влияют? ИОМ предусматривает 2 модуля. Какой из модулей пользуется большей популярностью и почему? ИОП учеников влияют на результаты участия в муниципальных и региональных олимпиадах? Что вы готовы тиражировать на край?

В проекте МОУ «Агинская СОШ №1» «Ключевые компетенции 21 века: подходы к развитию и оценке» привлекла внимание новая технология, которая, возможно, появится в ходе реализации инновационного проекта. А для положительной реализации его важен мониторинг. Проводились ли мониторинговые исследования до начала проекта и во время его реализации? – такой вопрос был задан представителям образовательной организации. Важно, что родители активно включились в работу школы. Спасибо им за это.

Проект «Информационно-образовательная среда как ресурс обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС», представленный МОУ СОШ №5 г. Читы показал важность создания банка образовательных возможностей образовательной организации.

МБОУ СОШ № 26 г. Читы с проектом «Механизмы интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования при реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» представили свой инструментарий внедрения элементов внеурочной деятельности и дополнительного образования в образовательный процесс школы. Экспертов интересовало: Каковы критерии и показатели матрицы метапредметных результатов? Обозначьте векторы интеграции? В проект стоит добавить и интеграцию ресурсов. Такие вопросы были заданы представителям МБОУ СОШ № 26.

Проект МАОУ «Ушарбайская СОШ» «Lego - конструирование и робототехника – шаг к техническому творчеству учащихся начальных классов» был завершающим в заседании первой группы, но не безынтересным и увлекательным. Об этом свидетельствовали многочисленные вопросы: Как используется робототехника на уроках литературы? На сколько рационально используется время на уроках литературного чтения? На выходе 4 класса какие новообразования и компетенции вы ждете? Что вы готовы подарить краю в результате этого проекта? Будут ли изданы методические рекомендации для учительского корпуса с целью научить работе с легоконструктором?

В заключение Н.М. Шибанова высказала мнение об увиденном многообразии и разноуровневости проектов. Надежды на ожидания, высказанные перед началом конкурса, оправдались: удовлетворенность проектами есть. Среди них имеются прорывные инновации на уровне управления, связанные с процессом и структурированием образовательного процесса. Это результат системной работы и консолидации усилий. Каждый заслуживает статуса инновационной стажировочной площадки. Включается коллективный разум и на основе этого создается профессиональное сообщество. Увидели, как ОУ работают над содержанием образования и сколько разных вариантов его обогащения: робототехника, интеграция дополнительной и внеурочной деятельности. Абсолютное удовольствие получили от проектов по сетевому взаимодействию. Они сейчас находятся в тренде, т.к. они поддерживают ресурс и новые технологии. У каждого ОУ была попытка разработки Дорожных карт, есть четкая идея понимания и управленческие позиции, определяющие векторы развития школы. Инновационный проект это всегда инновационный продукт, в результате рождается некая технология, которую должны тиражировать, обеспечивать ее реализацию. Метапредметная задача нашего форума – собрать лучшие практики и показать педагогической общественности. У системы образования края огромный ресурс, нередко лидируемый на Всероссийском уровне.

Н.М. Шибанова пожелала всем открытости, прогрессивности идей, несопротивления в коллективе инновациям, слаженной работы в коллективе, устойчивой мотивации к развитию.

Аналитик: Ортонова Ц.Б, ст. преподаватель Агинского ИПК